Главная Гостевая книга Форум Устройства РЗиА Протоколы Разное НТД Книги Современное Уставки История реле
к предыдущей главе |
к следующей главе
| ||
к содержанию |
Реле серий РИТ и ДЗТ10 предназначены для использования в схемах дифференциальных защит (ДЗ) основного оборудования Электрических станций и подстанций (генераторов, синхронных компенсаторов, силовых трансформаторов и автотрансформаторов, блоков генератор - трансформатор и генератор - автотрансформатор, электродвигателей, реакторов, сборных шин).
Реле РНТ566, РНТ566/2, ДЗТ11, ДЗТ11/2, ДЗТ11/3, ДЗТ11/4 предназначены для использования в схемах дифференциальных защит с номинальными токами трансформаторов тока 1 и 5 А с получением тормозных характеристик от одной группы измерительных трансформаторов тока (ТТ), реле ДЗT13 и Д3Т14 — от трех и четырех групп ТТ соответственно; реле РНТ567 и РНТ567/2 предназначены Аля дифференциальной защиты шин, причем РНТ567 используется в схемах с номинальным вторичным током 5 А, а РНТ567/2 — в схемах с номинальным вторичным током 1 А; реле Д3T11/5 используется в схемах дифференциальных защит генераторов.
Реле серии ДЗТ10 применяются в тех случаях, когда отстройка от периодической составляющей токов небаланса при внешних КЗ приводит к недопустимому загрублению дифференциальной защиты при выполнении ее на реле серий РНТ. Реле аналогичной конструкции МЗТ11 применяются для максимальной токовой защиты регулировочных автотрансформаторов.
1.1. Принцип действия и краткое описание реле
серий РНТ и ДЗТ10
Дифференциальные защиты с реле серий РНТ и ДЗТ10 выполняются по схеме с циркулирующими токами. Их токи срабатывания должны быть отстроены от токов небаланса переходных рёжимов при внешних КЗ, а также от бросков намагничивающего тока трансформаторов и автотрансформаторов. Указанные токи небаланса имеют несинусоидальную форму и содержат значительную апериодическую составляющую. Отстройка от них при требуемой чувствительности в рассматриваемых дифференциальных защитах осуществляется с помощью насыщающихся трансформаторов тока (НТТ) реле РНТ и ДЗТ. Апериодическая составляющая тока небаланса насыщает сердечник НТТ и тем самым ухудшает условия трансформации между его первичной и вторичной обмотками, автоматически увеличивая первичный ток срабатывания.
Реле РНТ имеют отстройку от токов небаланса с апериодической составляющей, что оказывается необходимым в случаях, когда апериодическая составляющая частично поглощается трансформаторами тока из-за значительной нагрузки на них. Указанная отстройка осуществляется с помощью короткозамкнутого «контура. НТТ, частично ослабляющего действие периодической составляющей тока.
Отстройка реле РНТ от значительной при внешних КЗ периодической составляющей токов небаланса достигается увеличением тока срабатывания, что приводит к снижению чувствительности защиты. Более эффективно в таких случаях применение реле ДЗТ10 с магнитном торможением от токов внешних КЗ. В этом реле тормозной ток подмагничивает крайние стержни НТТ и тем самым ухудшает условия трансформации между первичной и вторичной обмотками, автоматически увеличивая ток срабатывания.
Реле дифференциальных защит серий РНТ и ДЗТ10 состоят из исполнительного органа, выполненного на базе электромагнитного реле РТ40, и насыщающегося трансформатора тока. Исполнительный орган и НТТ смонтированы в общем прямоугольном корпусе, состоящем из цоколя и кожуха.
Магнитопровод НТТ выполнен трехстержневым; сечение его среднего стержня в 2 раза больше сечения крайних стержней.
У реле серии РНТ на
среднем стержне магнитопровода НТТ размешены
первичные обмотки, имеющие отводы, что позволяет выравнивать действия
токов плеч дифференциальной защиты и осуществлять
ступенчатое регулирование тока срабатывания. На среднем и правом стержнях магнитопровода НТТ (рис. 1) расположены обмотки W/кз и W//кз образующие с резистором Rкз замкнутый контур, который усиливает
отстройку от переходных режимов с апериодической составляющей токов. Числа витков указанных
обмоток выбраны в соотношении W/кз : W//кз = 1:2. Степень отстройки от
переходных режимов зависит от значения сопротивления резистора Rкз- Наибольшая степень отстройки будет при Rкз = 0. На левом стержне магнитопровода НТТ расположена вторичная
обмотка, в цепь которой включается обмотка исполнительного органа и
регулируемый резистор Rш.
В левом стержне НТТ при срабатывании
исполнительного органа
индукция принята равной 1,2 Тл, а в среднем и правом стержнях — 0,4 Тл.
Поведение
реле РНТ (величина его тока срабатывания) при переходных режимах
с апериодической составляющей косвенно оценивается по характеристикам
относительного тока срабатывания, представленным на рис. 2. Эти характеристики
имеют вид Iср.п/Iср = f(k), где Iср.п — периодическая составляющая тока срабатывания реле при наличии
апериодической составляющей; Iср — ток срабатывания реле при отсутствии апериодической составляющей; коэффициент смещения k = Iа/Iср.п. где Iа — апериодическая
составляющая тока в реле.
При заводских испытаниях реле РНТ эти характеристики снимаются одновременным пропусканием по одинаковому числу витков первичных обмоток НТТ переменного синусоидального и постоянного тока, которым условно заменяют апериодическую составляющую.
Принцип действия реле серии ДЗТ10. В реле ДЗТ10 применен НТТ с магнитным торможением от токов внешних КЗ, что позволяет в условиях преобладания периодических токов небаланса уменьшить ток срабатывания и повысить чувствительность защиты по сравнению с реле РНТ.
У реле ДЗТ10 на среднем стержне магнитопровода НТТ также расположены первичные обмотки, выполняемые аналогично первичным обмоткам реле РНТ.
На крайних стержнях
магнитопровода (рис. 3) расположены катушки тормозной и вторичной обмоток, имеющие равное число
витков. Обе катушки
тормозной обмотки выполнены с ответвлениями, что позволяет ступенчато регулировать степень отстройки
от периодической составляющей токов небаланса
при внешних КЗ. Наибольшая степень
отстройки будет при включении всех витков тормозной обмотки. Намотка тормозных обмоток выполнена таким образом, что при переключении ответвлений каждый
стержень магнитопровода НТТ
охватывается одинаковым числом витков тормозной обмотки (рис. 4).
Вторичная обмотка шунтируется регулируемым резистором Rш. Исполнительный орган подключен к части витков вторичной обмотки. Соединение частей тормозной и вторичной обмоток НТТ выполнено таким образом, что взаимоиндукция между этими обмотками отсутствует, а есть трансформаторная связь только между первичной и вторичной обмотками. Переключение ответвлений первичных (РНТ, ДЗТ10) и тормозных (ДЗТ10) обмоток осуществляется с помощью штепсельных винтов. Цифры у гнезд на колодках НТТ обозначают число витков.
При внешнем КЗ одновременно с протеканием по первичной обмотке НТТ периодического тока небаланса тормозная обмотка обтекается полным током одного из плеч защиты. Ток первичной обмотки (рабочий ток) W1 создает в сердечнике НТТ рабочий магнитный поток Фр, направляющийся из среднего в крайние стержни (см. рис. 3).
Этот магнитный поток
наводит в обеих частях вторичной обмотки W2 равные по величине и по фазе ЭДС, которые складываются и
вызывают ток в исполнительном органе.
При протекании тока в тормозной обмотке WT создается тормозной магнитный поток Фт, протекающий только по крайним стержням. Поток Фт наводит в частях; вторичной обмотки Wi ЭДС, равные по величине и противоположные по направлению. Поэтому результирующая ЭДС во вторичной обмотке от действия тормозного тока равна нулю. Однако тормозной ток, подмагничивая крайние стержни НТТ, увеличивает магнитное сопротивление рабочему потоку, ухудшая условия трансформации между первичной и вторичной обмотками, и тем самым увеличивает ток срабатывания — термозит срабатывание реле.
Поведение реле ДЗ10 оценивается по тормозным характеристикам (рис. 5), представляющим собой зависимость МДС срабатывания реле Fcp от тормозной МДС Fr. Эти характеристики зависят от угла сдвиги фаз между тормозным и рабочий токами. Торможение наиболее эффективно при угле между векторами током рабочей и тормозной обмоток в диапазоне 0 ±30°, а наименее эффективно — в диапазоне 90 ± 30°.
Выбранные соотношения
чисел витков рабочих и тормозных обмоток
должны обеспечивать при внутренних КЗ преобладание рабочей МДС и,
следовательно, надежное срабатывание реле. Поведение защиты оценивается
значением коэффициента торможения:
где WT, Wp — числа витков тормозной и рабочих (первичных) обмоток.
Поведение дифференциальных защит при внутренних КЗ характеризуется коэффициентом чувствительности. Коэффициент чувствительности дифференциальных защит — это отношение минимального тока К5 в защищаемой сети к току, при котором срабатывает реле. В соответствии с правилами устройства электроустановок этот коэффициент должен быть не менее 2.
У реле серий РНТ и Д3HQ вследствие насыщения стали отсутствует пропорциональность между током первичной цепи ЙТТ и током в исполнительном органе. Поэтому надежность действия реле оценивается коэффициентом надежности, представляющим собой отношение тока в исполнительном органе к току его срабатывания при кратности входного тока реле по отношению к току его срабатывания, равной 2 и 5.
По данным завода-изготовителя коэффициент надежности должен быть не менее 1,2 при 2-кратном и не менее 1,35 при 5-кратном токе срабатывания.
Для реле ДЗТ10
коэффициент надежности определяется при коэффициенте 'торможения ki = 0,35.
1.2. Основные технические данные реле серий РНТ
и ДЗТ10
МДС срабатываний реле составляет 100 ± 5 Aw (для реле ДЗТ10 — при отсутствии торможения), предусмотрено ступенчатое регулирование токов срабатывания. Диапазоны изменений токов срабатывания приведены в табл. 1.
Время действия реле при первичном токе, равном
3-кратному току срабатывания, не превышает 0,04 с, а при 2-кратной токе — около 0,05 с.
Таблица 1
Диапазоны измерения токов срабатывания
Тип реле |
Обмотка реле |
Пределы изменения тока срабатывания, А |
РНТ565 ДЗТ11 |
Wр |
2,87-12,50 |
Wр+ Wyp |
1,45-12,50 |
|
ДЗТ11/2 |
Wр |
0,34-2,00 |
W1yp илиW2ур |
2,56-20,00 |
|
РНТ566 ДЗТ11/3 ДЗТ11/4 |
W1р |
0,34-2,00 |
W2р |
0,62-4,00 |
|
W3р |
2,56-20,00 |
|
РНТ566/2 |
W1р |
0,34-2,00 |
W2р |
4,35-33,30 |
|
РНТ567 |
Wlp или W2p |
5,26-100,00 |
РНТ567/2 |
Wlp или W2p |
1,05-20,00 |
ДЗТ11/5 |
wp |
0,70 |
ДЗТ13 ДЗТ14 |
W1р |
2,22-16,7 |
W2р |
2,22-16,7 |
|
W3р |
2,22-16,7 |
|
ДЗТ13/2 ДЗТ13/3 |
W1р |
0,345-2,0 |
W2р |
0,585-4,0 |
|
W3р |
3,7-33,3 |
|
ДЗТ13/4 |
W1р |
0,345-2,0 |
W2р |
0,585-4,0 |
|
W3р |
2,28-5,0 |
|
МЗТ11 |
Wр |
1,34-16,7 |
Примечание. Wp — рабочая обмотка;
Wyp — уравнительная обмотка.
Таблица 2
Значений коэффициентов торможения
Тип реле
|
Максимальная уставка по току срабатывания |
Минимальная уставка по току срабатывания |
ДЗТ11 |
0,10 и выше |
0,55 и ниже |
ДЗТ11/2 |
0,40 и выше |
0,475 и ниже |
ДЗТП/3 |
0,16 и выше |
0,492 и ниже |
ДЗТ11/4 |
0,40 и выше |
0,475 и ниже |
ДЗТ11/5 |
0,04-0,20 |
— |
ДЗТ13 |
0,30 и выше |
0,44 и ниже |
ДЗТ13/2 |
0,20 и выше |
0,36 и ниже |
ДЗТ13/3, ДЗТ13/4 |
0,31 и выше |
0,36 и ниже |
ДЗТ14 |
0,25 и выше |
6,36 и ниже |
МЗТ11 |
1,04 и выше |
13,083-1,47 |
Тип реле |
Обмотка реле |
Варианты
включения |
|||
Число вклю- ченных витков |
Длительно допустимый ток, А |
Число
вклю-ченных витков* |
Длительно
допусти-мый ток, А* |
||
РНТ565 |
Wр |
35 |
10,0 |
— |
— |
|
W1ур |
34 |
10,0 |
— |
— |
|
W2ур |
34 |
10,0 |
— |
— |
РНТ566 |
W1р |
295 |
0,7 |
85 |
1,3 |
|
W2р |
161 |
1,5 |
77 |
3,5 |
|
W3р |
39 |
7,0 |
39 |
7,0 |
РНТ566/2 |
W1р |
285 |
2,0 |
— |
— |
|
wp |
23 |
15,0 |
— |
— |
РНТ567 |
W1р W2р |
19 19 |
20,0 20,0 |
— — |
— — |
РНТ567/2 |
W1р |
19 |
20,0 |
— |
— |
|
W2р |
19 |
20,0 |
— |
— |
ДЗТ11 |
Wр |
35 |
10,0 |
— |
— |
|
W1ур |
З4 |
10,0 |
— |
— |
|
W2ур |
34 |
|
— |
— ——— |
|
wт |
24 |
|
— |
— |
ДЗТ11/2 |
Wр |
295 ЛУ |
1,0 : 8Д |
85 : 39 |
1,8 |
|
W1ур |
39 |
8,0 |
39 |
8,0 |
|
W2ур |
39 |
8,0 |
39 |
8,0 |
|
wт |
175 |
1,0 |
175 |
1,8 |
ДЗТ11/3 |
Wр |
295 |
1,0 |
85 |
1.8 |
|
W1ур |
161 |
2,0 |
77 |
3,5 |
|
W2ур |
39 |
8,0 |
39 |
8,0 |
|
wт |
24 |
8,0 |
24 |
8,0 |
ДЗТ11/4 |
Wр |
295 |
1,0 |
85 |
1,8 |
|
W1ур |
161 |
2,0 |
77 |
3,5 |
|
W2ур |
39 |
8,0 |
39 |
8,0 |
|
wт |
175 |
1,0 |
175 |
1,8 |
ДЗТ11/5 |
Wр wт |
144 36 |
5,5 5,5 |
— — |
— — |
ДЗТ13 ДЗТ14 |
w1т w2т w3т W1р доп W2р доп W3р доп Wр |
27+6 27+6 27+6 4 4 4 41 |
10,0 10,0 10,0 10,0 10,0 10,0 10,0 |
— — — — — — — |
— — — — — — — |
ДЗТ13/2 |
w1т w2т w3т w1р w2р w3р |
145+30 97+21 22+5 250+40 145+24 23+4 |
0,7 1,2 10,0 0,7 1,2 10,0 |
145+30 97+21 22+5 40+50 24+25 23+4 |
1,5 2,5 10,0 1,5 2,5 10,0 |
ДЗТ13/3 |
w1т w2т w3т w1р w2р w3р |
145+30 145+30 97+21 250+40 145+24 23+4 |
0,7 0,7 1,2 0,7 1,2 10,0 |
145+30 145+30 97+21 40+50 24+25 23+4 |
1,5 1,5 2,5 1,5 2,5 10,0 |
ДЗТ13/4 |
w1т w2т w3т w1р w2р w3р |
145+30 145+30 97+21 250+40 145+24 40+4 |
0,7 0,7 1,2 0,7 1,2 8,0 |
145+30 145+30 97+21 40+50 24+25 40+4 |
1,5 1,5 2,5 1,5 2,5 8,0 |
МЗТ11 |
Wр Wт |
69+6 125+20 |
10,0 3,5 |
69+6 28 |
10,0 9,0 |
*
При большем диаметре провода обмотки
Коэффициенты торможения, определенные для условий минимального торможения при FT = 300 AW, приведены в табл. 2.
Первичные обмотки НТТ реле дифференциальных защит длительно выдерживают токи, значения которой приведены б табл. 31 (при одновременном обтекании током всех обмоток).
Разрывная
мощность контакта реле в цепи постоянного тока с индуктивной нагрузкой (постоянная времени не более 5 мс)
равна 60 Вт при напряжении до 250 В или
токе до 2 А.
1.3
Техническое обслуживание дифференциальных защит
с реле серий РНТ и ДЭТ10
При наладке и эксплуатации дифференциальных защит необходимо руководствоваться требованиями действующих Правил техники безопасности при Эксплуатации электроустановок.
Изменение положения штепсельных винтов первичных и тормозных обмоток реле в процессе эксплуатации должно производиться таким образом, чтобы исключалась возможность размыкания при этом вторичных обмоток ТТ, т.е. при выполнении указанной операции реле должны быть обесточены (например, снятием рабочих крышек испытательных блоков в токовых цепях ЛЗ).
Осмотр и проверка механической части реле, измерение сопротивления изоляции и ее испытаний производятся в соответствии с указаниями 1-го раздела 1-ой части книги и инструкции по проверке и наладке реле тока и напряжений [3].
Проверка электрических характеристик исполнительного органа. Исполнительный орган (реле РТ40) следует отключить от НТТ, т.е. снять перемычку (рис. б). Указатель уставки должен находиться на заводской отметке. От регулируемого источника на зажимы 10 и 11 реле нужно подать синусоидальный ток и, плавно изменяя его, измерить ток и напряжение срабатывания, а также — ток возврата исполнительного органа.
Измерение тока и напряжения срабатывания исполнительного органа следует производить приборами класса точности 0,5 в начальный момент втягивания якоря (на грани срабатывания). При измерений тока, вольтметр необходимо отключить. Ход подвижной системы исполнительноrо органа при трогании должен быть четким.
Контроль срабатывания исполнительного органа может осуществляться по характерному звуку, появляющемуся в момент срабатывания реле, или по показанию измерительного прибора (скачок стрелки прибора в момент срабатывания), или с помощью омметра (пробника), подключенного к контактам реле, или, наконец, с помощью сигнального устройства комплектного испытательного устройства.
Ток срабатывания исполнительного органа должен находиться в пределах 0,16-0,17 А, напряжение срабатывания — 3,5-3,6 В, а коэффициент возврата должен быть равен 0,8-0,9.
При отклонении параметров реле от указанных выше следует произвести его регулирование. Для этого нужно отвести указатель уставки вправо до отказа и при синусоидальном тике 14,16-0,17 А зафиксировать взаимное положение якоря и магнитопровода, при котором напряжение на обмотках реле станет равным 3,5--3,6 В, Регулирование производится перемещением сердечника Магнитопровода, а коррекция в небольших пределах — левым упорным винтом. После этого следует установить указатель уставки на заводскую отметку и изменением натяжения пружины добиться требуемого тока срабатывания реле. Затем вольтметром с внутренний сопротивлением не менее 1 кОм/В измерить напряжение срабатывания.
При необходимости коэффициент возврата регулируется конечный положением якоря под полюсами (правый упорный винт) и изменением нажатия контактных пружин. Для получения наибольшего избыточного момента полка якоря реле должна заходить под полюсы электромагнита не более чем на 2/3 их ширины.
Правильность
соединения обмоток замкнутого контура реле
РНТ проверяется при необходимости. Ее целесообразно проверять по соотношению токов в обмотках W1 и Wкз, представляющих собой
трансформатор тока.
Проверка
производится по схеме
рис. 7 при заданном
значении Rкз в замкнутой и разомкнутой
короткозамкнутой цепи. Сначала в цепи
этого контура реле РНТ следует установить заданное значение Rкз. Его измеряют мостом постоянного тока при разомкнутой цепи на
выводе 9 реле. Затем измеряют МДС срабатывания при замкнутой и
разомкнутой цепи. При размыкании цепи обмоток
WK3 МДС
срабатывания уменьшается на 20-З0 %.
При неправильном включении одной из частей обмотки Wкз МДС срабатывания также уменьшается, а ток в ее цепи становится близким к нулю.
Проверка отсутствия взаимоиндукции между тормозной и вторичной обмотками реле ДЗТ10. Проверку следует производить при отключенном от НТТ исполнительном органе, когда снята перемычка 11-12 (рис. 8).
От регулируемого источника тока нужно подать в тормозную обмотку при полном числе витков ток, соответствующий максимальному допустимому току КЗ для тормозной обмотки (см. табл. 3), и вольтметров с внутренним сопротивлением не менее 1 кОм/В измерить напряжение на вторичной обмотке реле.
При правильном выполнении и включении секций тормозной и вторичной обмоток измеренное напряжение на вторичной обмотке не должно превышать 4 % напряжения срабатывания исполнительного органа (0,14 В).
Проверка МДС и тока срабатывания реле на рабочей уставке. На переключающих колодках НТТ следует набрать максимальное число витков первичных обмоток для всех сторон защищаемого присоединения, а в цепи короткозамкнутого контура установить заданное значение Rкз. Проверку реле ДЗТ10 необходимо производить при отсутствии торможения.
От регулируемого источника тока (рис. 9) в первичные обмотки каждой стороны защищаемого присоединения следует поочередно подать синусоидальный ток и, плавно изменяя его, измерить токи срабатывания реле (в начальный момент втягивания якоря исполнительного органа).
Магнитодвижущая сила Fcp при срабатывании реле определяется как произведение тока срабатывания на число включенных витков первичной обмотки и для каждой первичной обмотки должна быть равна 100 ± 5 Aw. При отклонении МДС срабатывания от указанного значения производится регулирование ее значения изменением сопротивления регулируемого резистора Rш, шунтирующего вторичную обметку. Регулирование следует выполнять с максимальной точностью, добиваясь наименьшего отклонения от 100 Aw.
При более значительных (свыше 10%) отклонениях МДС срабатывания всех первичных обмоток следует проверить исправность резистора Rш и надежность его подвижного контакта. В случае значительных отклонений МДС срабатывания одной из первичных обмоток реле следует проверить правильность выполнения ответвлений этой обмотки,
Проверка производится по схеме рис. 10. Вольтметр, с помощью которого производится измерение распределения напряжения по ответвлениям, должен иметь внутреннее сопротивление не менее 1 кОм/В,
Для проверки от регулируемого источника тoкa
следует
подать в проверяемую первичную o6моткy НТТ при полном числе витков ток,
соответствующий (0,5-0,75) МДС срабатывания. Измеренные значения напряжений на
ответвлениях обмотки должны быть пропорциональны
числу витков. Для оценки правильности выполнения ответвлений следует сравнить распределение напряжения по ответвлениям данной обмотки с распределением напряжения
по ответвлениям аналогичной обмотки
проверяемого реле или такой же обмотки
другого исправного реле.
После регулирования МДС срабатывания на переключающих колодках НТТ следует установить расчётное число витков первичных обмоток для всех сторон защищаемого присоединения и проверить первичные токи срабатывания и возврата реле. Для предотвращения разброса из-за наличия у НТТ петли гистерезиса ток в первичных обмотках реле следует изменять плавно и в одну сторону, т.е. повышать при измерении тока срабатывания и понижать при измерении тока возврата. Такие измерения следует производить 3 раза, а в протокол вносить среднее значение.
Проверка коэффициента надежности. Коэффициент надежности kH равен отношению тока в исполнительном органе к току его срабатывания при кратности входного тока реле по отношению к току его срабатывания 2 и 5. Завод-изготовитель гарантирует величину kH не менее 1,2 и 1,35 при кратностях тока в рабочей обмотке реле соответственно 2 и 5. Коэффициент надежности определяется степенью насыщения сердечника НТТ, что обусловливает необходимое торможение (загрублениё) реле при внешних КЗ. У реле серии ДЗТ10 коэффициент надежности зависит от коэффициента торможения. Он максимален при kT = 0 (торможение отсутствует) и уменьшается с увеличением kT. Завод-изготовитель гарантирует только нижние значения коэффициентов надежности (для реле ДЗТ10 при kT = 0,35). Однако значительное увеличение коэффициента надёжности по сравнению с нормируемым так же недопустимо, как и снижение. Заниженное значение коэффициента надежности свидетельствует о быстром насыщении НТТ и снижении надежности работы реле при внутренних повреждениях (в защищаемой зоне), а завышенное — о слишком низким значении индукции в НТТ, т.е. об ухудшенной отстройке реле от бросков намагничивающего тока и в переходных режимах внешнего КЗ.
Коэффициент надежности следует проверять на рабочей уставке. При этом у реле ДЗТ10 измерение и (в случае необходимости) регулирование коэффициента надежности производится при таких значениях витков рабочей и тормозной обмоток, когда коэффициент торможения kr — 0,35.
Примерное число витков рабочих и тормозных обмоток реле
ДЗТ10, соответствующие коэффициенту торможения kr — 0,35, приведены в табл. 4.
Таблица 4
Число витков, соответствующее kT = 0,35
Тип реле |
ДЗТ11 |
ДЗТ11/2 |
ДЗТ11/3 |
ДЗТ11/4 |
ДЗТ11/5 |
Число витков
тормозной обмотки Число витков рабочей обмотки |
24 35-20 |
65 148 |
13 30 |
105 239 |
32 72 |
Определение коэффициента надежности выполняется по схеме рис. 11 и заключается в том, что одновременно с первичным током I1 измеряется и вторичный ток I2 в реле с помощью электромагнитного амперметра с малым потреблением. При этом якорь исполнительного органа фиксируется в положении после срабатывания и измеряется ток в обмотке исполнительного органа при токах первичной обмотки I1cp, 2I1cp и 5I1cp. Коэффициент надежности определяется по формулам
где I2(1), I2(2), I2(5) — токи в обмотке исполнительного
органа. при кратностях токов первичной обмотки соответственно равных 1,2 и 5.
У исправных реле коэффициент надежности kH2 должен находиться в пределах 1,2-1,3, a kн5— 1,35-1,5.
Проверка тормозных характеристик реле серии ДЗТ10. Тормозные характеристики реле следует проверять при наибольшем и наименьшем торможении.
С целью уменьшения объема работы необходимо проверять тормозные характеристики реле по контрольным точкам. Число витков рабочих и тормозных обмоток, устанавливаемое при проверке контрольных точек тормозных характеристик, приведены в табл. 5.
Проверку следует производить по схеме .рис. 12.
В качестве источников тока Рi и Р2 могут быть использованы регулировочный блок Кб 13 (питание рабочей обмотки) и нагрузочный блок
Т а б л и ц а 5
Число витков при проверке тормозных характеристик
Тип реле |
Тормозная цепь |
Работая цепь |
|||
Число витков
тормозной обмотки |
Ток
тормо-жения, А |
Число витков
рабочих обмоток |
Ток в
контрольных точках, А |
||
Торможение |
Срабатывание |
||||
ДЗТ11 ДЗТ11/2
ДЗТ11/3 ДЗТ11/4 ДЗТ11/5 |
23 175 24 175 36 |
12,50 1,7 12,5 1,7 8,33 |
35+34 295 161 161 144 |
3,45 0,82 1,45 1,45 1,67 |
6,1 1,26 2,6 2,6 2,91 |
К514 (питание тормозной обмотки) установки У5052. При проверке в блоке К513 нужно вводить предвключенный резистор (в цепи первичной обмотки нагрузочного трансформатора).
Проверка контрольных точек, соответствующих торможению, производится при наименьшем торможении (включение регулятора Р2 на нейтраль и фазу С (Iт • Iр = 90°), а соответствующих срабатыванию — при наибольшем торможений (включение регулятора Р2 на фазы А и В (Iт • Iр = 0°).
Для получения более точных значений контрольных точек тормозных характеристик проверяемого реле, соответствующих наибольшему и наименьшему торможению, следует контролировать угол между векторами рабочего и тормозного токов (0° или 90°) фазометром или прибором ВАФ-85М.
Если указанный угол отличается от требуемого более чем на 10°, проверку тормозных характеристик необходимо производить по схеме с использованием фазорегулятора вместо источника Р1.
В случае, когда точки тормозной характеристики, полученные также с помощью фазорегулятора, отличаются от контрольных точeк типовой характеристики более чем на 5%, следует определить полные тормозные характеристики реле (4-5 точек до МДС торможения 900 Aw). Отличие тормозных xapaктepистик проверяемого реле, полученных с помощью фазорегулятора, от типовых может свидетельствовать о неправильном выполнении тормозной обмотки или о других дефектах. В этом случае следует проверить исправность тормозной обмотки, измерив распределение напряжений по её ответвлениям. Ток, подаваемый в тормозную обмотку, должен быть таким, чтобы возможно более точно измерять напряжений на ответвлениях обмотки. При этом указанный ток не должен превышать длительно допустимых значений для данного типа реле (см. табл. 3).
При наименьшем торможении следует проверить значение коэффициента торможения на рабочей уставке.
Проверка производится при МДС тормозной обмотки 300 Aw. После измерения МДС срабатывания определяется коэффициент торможения. Полученное значение eго не должно отличаться 6т значения, определенного ниже, более ^ем на 5% от величины WT/WP.
Проверка надежности работы контактов реле производится при
изменении от 1,05 до 5,0 МДС срабатывания рабочей обмотки. Следует проверить
однократность замыкания и размыкания, отсутствие вибраций и искрения на
контактах реле при коммутации ими цепи
нагрузки, на которую они нормально работают в схеме ДЗ. Работу
контактной необходимо проверять как при плавном увеличении первичного тока, так и при подаче разных значений то-кой толчком. Проверка производится при номинальном
напряжении оперативного тока.
Комплексная проверки дифференциальной защиты. Опробование защиты в полной схеме присоединения производится замыканием цепи контактов реле при номинальном напряжений оперативного тока. Определяется взаимодействие защиты с другими устройствами РЗА защищаемого присоединения. Проверяется действие ДЗ на общие выходные реле защит присоединения или на отключение коммутационной аппаратуры. При этом следует обращать внимание на указательное реле, сигнализирующее о срабатывании защиты и проверять действия соответствующих цепей световой и звуковой сигнализации. При опробовавши защиты, следует определить надежность срабатывания выходных реле защиты и указательного реле при напряжении оперативного тока, равном 0,8t/HOM.
Проверка
дифференциальной защиты рабочий током. Перед проверкой защиты рабочим током присоединений следует
произвести: осмотр реле; испытательных блоков в токовых цепях защиты, рядов
выводов и перемычек на них; проверку наличия заземления токовых цепей защиты и
правильности его выполнения; установку в разомкнутое положение переключателей в
цепях воздействия ДЗ на общие выходные реле Защит присоединения или на
отключение коммутационной аппаратуры; проверку целостности токовых цепей защиты
любым способом, например мостом постоянного тока.
Проверка защиты рабочим током присоединения является окончательной перед вводом в работу. Указанной проверкой определяется правильность подключения зашиты к трансформаторам тока. Измерением вторичных токов ТТ в фазных проводах и нулевом проводе проверяете исправность всех токовых цепей защиты. Измерение выполняется прибором ВАФ-85. При малом значении тока следует использовать усилительную приставку к прибору. При отсутствии усилительной приставлен необходимо создать режим, при котором ток защищаемого присоединения будет не менее 0,2Iном.
По измеренным вторичным токам TТ оценивается также правильность выбора их коэффициентов трансформаций, т.е, правильность установки переключателей в цепях первичной обмотки ТТ или правильность выбора ответвлений вторичной обмотки встроенных ТТ.
Проверку исправности токовых цепей ИЗ генераторов, блоков генератор - трансформатор, а иногда и трансформаторов (автотрансформаторов) следует производить при комплексных испытаниях этих присоединений в режиме КЗ (трехфазная закоротка вне зоны действия защиты).
Проверка исправности токовых цепей ДЗ синхронных компенсаторов, электродвигателей, шунтирующих реакторов, а также в большинстве случаев трансформаторов (автотрансформаторов) производится током нагрузки при пробном включении этих присоединений в работу. При этом на момент включений этих присоединений под напряжение защиты должны быть введены в работу, их вывод из работы допускается только на время проверки рабочим током и при наличии резервных защит с минимальным временем действия.
Правильность подключения цепей тока каждой группы ТТ следует проверять снятием векторной: диаграммы вторичных токов и сверкой ее с фактическим направление мощности в первичной Цепи присоединения. По полученным диаграммам оценивается правильность сборки токовых цепей защиты.
Проверка равенства ампер-витков первичных обмоток НТТ реле дифференциальных защит производится измерение напряжения на обмотках исполнительных органов pеле (перемычка 11-12 на схеме рис. 12 установлена) при подключении всех плеч защиты и поочередном исключении каждого из них. Измерений производятся вольтметром с внутренним сопротивлением не менее 1,0 кОм/В.
Напряжение, измеренное при подключении к peлe всех плеч защиты (напряжение небаланса), не должно превышать 4% (0,14 В) напряжения срабатывания исполнительного органа при токе нагрузки присоединения 0,5-1,0IНом. При исключении одного из плеч защиты (имитация внутреннего трехфазного КЗ) напряжение на обмотке исполнительной:) органа реле значительно увеличивается и в зависимости от выбранного тока срабатывания защиты и тока нагрузки присоединения может превышать напряжение срабатывания реле.
В случае, когда, напряжение небаланса больше 4 % Напряжения срабатывания, необходимо выяснить причины появления небаланса.
Одной из основных причин появления токов небаланса в обмотках реле дифференциальных защит являются погрешности ТТ. Величина погрешностей зависит от значения и характера нагрузки на ТТ и возрастает при увеличении первичного тока. При внешних КЗ токи небаланса ДЗ обусловливаются разностью намагничивающих токов TТ защиты и неполным выравниванием действия вторичных токов в плечах ДЗ. Разность намагничивающих токов ТТ защиты вызывается:
• различием, особенно при больших кратностях первичных токов, магнитных характеристик ТТ;
• наличием остаточной индукции сердечников ТТ (равного значения и полярности у разных ТТ);
• большими, значительно отличающимися сопротивлениями нагрузки ТТ плеч защиты (неодинаковые схемы соединения ТТ и расстояния от места установки защиты до ТТ).
Неполное выравнивание вторичных токов в плечах ДЗ трансформаторов (блоков генератор - трансформатор) вызывается невозможностью точной установки на первичных обмотках реле РНТ и ДЗТ расчетного числа витков, а также регулированием коэффициента трансформации силового трансформатора.
Если проверка производите при небольшой нагрузке присоединения (меньше 0,2Iном), напряжение небаланса может оказаться завышенным из-за влияния погрешностей ТТ и тока намагничивания силового трансформатора. Особенно увеличивается напряжение небаланса при разнотипных IT в плечах дифференциальной защиты. Чтобы уменьшить влияние указанной составляющей напряжения небаланса, проверку следует произвести при возможно большей нагрузке присоединения (больше 0,27Ном)-
В ДЗ силовых трансформаторов (автотрансформаторов) повышенное значение напряжения небаланса может быть также обусловлено изменением коэффициента трансформации. Чтобы исключить влияние этой составляющей на напряжение небаланса, необходимо его измерение произвести при номинальном значений коэффициента трансформации. Если при проверке будет установлено, что увеличенное значение напряжения небаланса обусловлено неточностью расчета числа витков первичных обмоток НТТ, то по согласованию со службой РЗА, задавшей уставки ДЗ, могут быть скорректированы ампер-витки первичных обмоток НТТ.
Проверку отстройки реле дифференциальных защит (защиты трансформаторов, автотрансформаторов) от бросков токa намагничивания следует выполнять многократным (3-4 раза) включением трансформатора (автотрансформатора) под напряжение на холостом ходу. При: проверке ведется наблюдение за поведением подвижной части исполнительных органов репе дифференциальной защиты в момент включения трансформатора (автотрансформатора) под напряжение. Во всех случаях включения якоря исполнительных органов реле должны оставаться неподвижными.
По окончании
проверки производится запись в журнале РЗА о возможности
ввода в работу дифференциальной защиты.
к предыдущей главе |
к следующей главе
| ||
к содержанию |
Главная Гостевая книга Форум Устройства РЗиА Протоколы Разное НТД Книги Современное Уставки История реле