Главная Гостевая книга Форум Устройства РЗиА Протоколы Разное НТД Книги Современное Уставки История реле

к предыдущей главе
перейти
перейти
к следующей главе
к содержанию
перейти    
Hosted by uCoz
Глава 1

Глава 1. Реле дифференциальных серий РНТ и ДЗТ10

Реле серий РИТ и ДЗТ10 предназначены для использова­ния в схемах дифференциальных защит (ДЗ) основного оборудова­ния Электрических станций и подстанций (генераторов, синхронных компенсаторов, силовых трансформаторов и автотрансформаторов, блоков генератор - трансформатор и генератор - автотрансформа­тор, электродвигателей, реакторов, сборных шин).

Реле РНТ566, РНТ566/2, ДЗТ11, ДЗТ11/2, ДЗТ11/3, ДЗТ11/4 предназначены для использования в схемах дифференциальных за­щит с номинальными токами трансформаторов тока 1 и 5 А с полу­чением тормозных характеристик от одной группы измерительных трансформаторов тока (ТТ), реле ДЗT13 и Д3Т14 — от трех и че­тырех групп ТТ соответственно; реле РНТ567 и РНТ567/2 пред­назначены Аля дифференциальной защиты шин, причем РНТ567 используется в схемах с номинальным вторичным током 5 А, а РНТ567/2 — в схемах с номинальным вторичным током 1 А; реле Д3T11/5 используется в схемах дифференциальных защит генера­торов.

Реле серии ДЗТ10 применяются в тех случаях, когда отстройка от периодической составляющей токов небаланса при внешних КЗ приводит к недопустимому загрублению дифференциальной защи­ты при выполнении ее на реле серий РНТ. Реле аналогичной кон­струкции МЗТ11 применяются для максимальной токовой защиты регулировочных автотрансформаторов.

 

1.1.    Принцип действия и краткое описание реле серий РНТ и ДЗТ10

 

Дифференциальные защиты с реле серий РНТ и ДЗТ10 выполняются по схеме с циркулирующими токами. Их токи срабатыва­ния должны быть отстроены от токов небаланса переходных рёжимов при внешних КЗ, а также от бросков намагничивающего тока трансформаторов и автотрансформаторов. Указанные токи неба­ланса имеют несинусоидальную форму и содержат значительную апериодическую составляющую. Отстройка от них при требуемой чувствительности в рассматриваемых дифференциальных защитах осуществляется с помощью насыщающихся трансформаторов тока (НТТ) реле РНТ и ДЗТ. Апериодическая составляющая тока не­баланса насыщает сердечник НТТ и тем самым ухудшает условия трансформации между его первичной и вторичной обмотками, ав­томатически увеличивая первичный ток срабатывания.

Реле РНТ имеют отстройку от токов небаланса с апериодической составляющей, что оказывается необходимым в случаях, когда апе­риодическая составляющая частично поглощается трансформато­рами тока из-за значительной нагрузки на них. Указанная отстрой­ка осуществляется с помощью короткозамкнутого «контура. НТТ, частично ослабляющего действие периодической составляющей тока.

Отстройка реле РНТ от значительной при внешних КЗ перио­дической составляющей токов небаланса достигается увеличением тока срабатывания, что приводит к снижению чувствительности за­щиты. Более эффективно в таких случаях применение реле ДЗТ10 с магнитном торможением от токов внешних КЗ. В этом реле тор­мозной ток подмагничивает крайние стержни НТТ и тем самым ухудшает условия трансформации между первичной и вторичной обмотками, автоматически увеличивая ток срабатывания.

Реле дифференциальных защит серий РНТ и ДЗТ10 состоят из исполнительного органа, выполненного на базе электромагнитного реле РТ40, и насыщающегося трансформатора тока. Исполнитель­ный орган и НТТ смонтированы в общем прямоугольном корпусе, состоящем из цоколя и кожуха.

Магнитопровод НТТ выполнен трехстержневым; сечение его среднего стержня в 2 раза больше сечения крайних стержней.

У реле серии РНТ на среднем стержне магнитопровода НТТ размешены первичные обмотки, имеющие отводы, что позволяет выравнивать действия токов плеч дифференциальной защиты и осуществлять ступенчатое регулирование тока срабатывания. На среднем и правом стержнях магнитопровода НТТ (рис. 1) расположены обмотки W/кз и W//кз образующие с резистором Rкз замкнутый контур, который усиливает отстройку от переходных режимов с апериодической составляющей токов. Числа витков указанных обмоток выбраны в соотношении W/кз : W//кз = 1:2. Степень от­стройки от переходных режимов зависит от значения сопротивления резистора Rкз- Наибольшая степень отстройки будет при Rкз = 0. На левом стержне магнитопровода НТТ расположена вторичная об­мотка, в цепь которой включается обмотка исполнительного органа и регулируемый резистор Rш.

 В левом стержне НТТ при срабатывании исполнительного орга­на индукция принята равной 1,2 Тл, а в среднем и правом стерж­нях — 0,4 Тл.

  Поведение реле РНТ (величина его тока срабатывания) при пере­ходных режимах с апериодической составляющей косвенно оценива­ется по характеристикам относительного тока срабатывания, пред­ставленным на рис. 2. Эти характеристики имеют вид Iср.п/Iср = f(k), где Iср.п — периодическая составляющая тока срабатыва­ния реле при наличии апериодической составляющей; Iср — ток срабатывания реле при отсутствии апериодической составляющей; коэффициент смещения k = Iа/Iср.п. где Iа — апериодическая составляющая тока в реле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При заводских испытаниях реле РНТ эти характеристики сни­маются одновременным пропусканием по одинаковому числу витков первичных обмоток НТТ переменного синусоидального и постоян­ного тока, которым условно заменяют апериодическую составля­ющую.

Принцип действия реле серии ДЗТ10. В реле ДЗТ10 применен НТТ с магнитным торможением от токов внешних КЗ, что позволяет в условиях преобладания периодических токов небаланса уменьшить ток срабатывания и повысить чувствительность защи­ты по сравнению с реле РНТ.

У реле ДЗТ10 на среднем стержне магнитопровода НТТ так­же расположены первичные обмотки, выполняемые аналогично пер­вичным обмоткам реле РНТ.

На крайних стержнях магнитопровода (рис. 3) расположены ка­тушки тормозной и вторичной обмоток, имеющие равное число вит­ков. Обе катушки тормозной обмотки выполнены с ответвлениями, что позволяет ступенчато регулировать степень отстройки от периодической составляющей токов небаланса при внешних КЗ. Наи­большая степень отстройки будет при включении всех витков тор­мозной обмотки. Намотка тормозных обмоток выполнена таким образом, что при переключении ответвлений каждый стержень маг­нитопровода НТТ охватывается одинаковым числом витков тормоз­ной обмотки (рис. 4).

Вторичная обмотка шунти­руется регулируемым резисто­ром Rш. Исполнительный ор­ган подключен к части витков вторичной обмотки. Соедине­ние частей тормозной и вто­ричной обмоток НТТ выполне­но таким образом, что взаи­моиндукция между этими об­мотками отсутствует, а есть трансформаторная связь толь­ко между первичной и вторич­ной обмотками. Переключе­ние ответвлений первичных (РНТ, ДЗТ10) и тормозных (ДЗТ10) обмоток осуществля­ется с помощью штепсельных винтов. Цифры у гнезд на ко­лодках НТТ обозначают число витков.

При внешнем КЗ одно­временно с протеканием по первичной обмотке НТТ пе­риодического тока небаланса тормозная обмотка обтекается полным током одного из плеч защиты. Ток первичной обмотки (рабочий ток) W1 создает в сер­дечнике НТТ рабочий магнитный поток Фр, направляющийся из среднего в крайние стержни (см. рис. 3).

Этот магнитный поток наводит в обеих частях вторичной обмот­ки W2 равные по величине и по фазе ЭДС, которые складываются и вызывают ток в исполнительном органе.

При протекании тока в тормозной обмотке WT соз­дается тормозной магнит­ный поток Фт, протекающий только по крайним стерж­ням. Поток Фт наводит в частях; вторичной обмотки Wi ЭДС, равные по вели­чине и противоположные по направлению. Поэтому результирующая ЭДС во вторичной обмотке от дей­ствия тормозного тока равна нулю. Однако тормозной ток, подмагничивая крайние стержни НТТ, увеличивает магнитное сопротивление рабочему потоку, ухудшая условия трансформации между первичной и вто­ричной обмотками, и тем самым увеличивает ток срабатывания — термозит срабатывание реле.

Поведение реле ДЗ10 оценивается по тормозным характеристикам (рис. 5), представляющим собой зависимость МДС срабаты­вания реле Fcp от тормозной МДС Fr. Эти характеристи­ки зависят от угла сдвиги фаз между тормозным и рабочий тока­ми. Торможение наиболее эффективно при угле между векторами током рабочей и тормозной обмоток в диапазоне 0 ±30°, а наименее эффективно — в диапазоне 90 ± 30°.

Выбранные соотношения чисел витков рабочих и тормозных об­моток должны обеспечивать при внутренних КЗ преобладание рабочей МДС и, следовательно, надежное срабатывание реле. Поведе­ние защиты оценивается значением коэффициента торможения:

 

 

 

где WT, Wp — числа витков тормозной и рабочих (первичных) об­моток.

Поведение дифференциальных защит при внутренних КЗ ха­рактеризуется коэффициентом чувствительности. Коэффициент чувствительности дифференциальных защит — это отношение ми­нимального тока К5 в защищаемой сети к току, при котором сра­батывает реле. В соответствии с правилами устройства электро­установок этот коэффициент должен быть не менее 2.

У реле серий РНТ и Д3HQ вследствие насыщения стали от­сутствует пропорциональность между током первичной цепи ЙТТ и током в исполнительном органе. Поэтому надежность действия реле оценивается коэффициентом надежности, представляющим собой отношение тока в исполнительном органе к току его срабаты­вания при кратности входного тока реле по отношению к току его срабатывания, равной 2 и 5.

По данным завода-изготовителя коэффициент надежности дол­жен быть не менее 1,2 при 2-кратном и не менее 1,35 при 5-кратном токе срабатывания.

Для реле ДЗТ10 коэффициент надежности определяется при ко­эффициенте 'торможения ki = 0,35.

 

1.2.    Основные технические данные реле серий РНТ и ДЗТ10

МДС срабатываний реле составляет 100 ± 5 Aw (для реле ДЗТ10 — при отсутствии торможения), предусмотрено ступенча­тое регулирование токов срабатывания. Диапазоны изменений то­ков срабатывания приведены в табл. 1.

Время действия реле при первичном токе, равном 3-кратному току срабатывания, не превышает 0,04 с, а при 2-кратной токе — около 0,05 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица   1

Диапазоны измерения токов срабатывания

 

Тип реле

Обмотка реле

Пределы изменения тока срабатывания, А

РНТ565 ДЗТ11

 

Wр

 

2,87-12,50

 

Wр+ Wyp

 

1,45-12,50

 

ДЗТ11/2

 

Wр

 

0,34-2,00

 

W1yp илиW2ур

 

2,56-20,00

 

РНТ566 ДЗТ11/3 ДЗТ11/4

 

W

 

0,34-2,00

 

W

 

0,62-4,00

 

W

 

2,56-20,00

 

РНТ566/2

 

W

 

0,34-2,00

 

W

 

4,35-33,30

 

РНТ567

 

Wlp или W2p

 

5,26-100,00

 

РНТ567/2

 

Wlp или W2p

 

1,05-20,00

 

ДЗТ11/5

 

wp

 

0,70

 

ДЗТ13 ДЗТ14

 

W1р

 

2,22-16,7

 

W2р

 

2,22-16,7

 

W3р

 

2,22-16,7

 

ДЗТ13/2 ДЗТ13/3

 

W1р

 

0,345-2,0

 

W2р

 

0,585-4,0

 

W3р

 

3,7-33,3

 

ДЗТ13/4

 

W1р

 

0,345-2,0

 

W2р

 

0,585-4,0

 

W3р

 

2,28-5,0

 

МЗТ11

 

Wр

 

1,34-16,7

 

 

Примечание. Wpрабочая обмотка; Wypуравнительная обмотка.

 

Таблица 2

Значений коэффициентов торможения

 

Тип реле

Максимальная уставка по току срабатывания

 

Минимальная уставка по току срабатывания

 

ДЗТ11

 

0,10 и выше

 

0,55 и ниже

 

ДЗТ11/2

 

0,40 и выше

 

0,475 и ниже

 

ДЗТП/3

 

0,16 и выше

 

0,492 и ниже

 

ДЗТ11/4

 

0,40 и выше

 

0,475 и ниже

 

ДЗТ11/5

 

0,04-0,20

 

 

ДЗТ13

 

0,30 и выше

 

0,44 и ниже

 

ДЗТ13/2

 

0,20 и выше

 

0,36 и ниже

 

ДЗТ13/3, ДЗТ13/4

 

0,31 и выше

 

0,36 и ниже

 

ДЗТ14

 

0,25 и выше

 

6,36 и ниже

 

МЗТ11

 

1,04 и выше

 

13,083-1,47

 

 

Термическая стойкость обмоток реле

Тип

реле

Обмотка реле

Варианты включения

 

Число вклю- ченных

витков

 

Длительно допус­тимый

ток, А

 

Число вклю-ченных

витков*

 

Длительно допусти-мый ток, А*

 

РНТ565

 

Wр

 

35

 

10,0

 

 

 

 

 

W1ур

 

34

 

10,0

 

 

 

 

 

W2ур

 

34

 

10,0

 

 

 

РНТ566

 

W1р

 

295

 

0,7

 

85

 

1,3

 

 

 

W2р

 

161

 

1,5

 

77

 

3,5

 

 

 

W

 

39

 

7,0

 

39

 

7,0

 

РНТ566/2

 

W

285

 

2,0

 

 

 

 

 

wp

 

23

 

15,0

 

 

 

РНТ567

 

W1р

W2р

 

 

19

19

 

20,0

20,0

 

 

 

РНТ567/2

 

W1р

19

 

20,0

 

 

 

 

 

W2р

 

 

19

 

20,0

 

 

 

ДЗТ11

 

Wр

 

35

 

10,0

 

 

 

 

 

W1ур

 

З4

 

10,0

 

 

 

 

 

W2ур

 

34

 

 

 

 

———

 

 

 

wт

 

24

 

 

 

 

 

ДЗТ11/2

 

Wр

 

295

ЛУ

 

1,0

:     

 

85

:     39

 

1,8

 

 

W1ур

 

39

8,0

39

8,0

 

 

W2ур

 

39

 

8,0

 

39

 

8,0

 

 

wт

 

175

 

1,0

 

175

 

1,8

 

ДЗТ11/3

 

Wр

 

295

 

1,0

 

85

 

1.8

 

 

 

W1ур

 

161

 

2,0

 

77

 

3,5

 

 

 

W2ур

 

39

 

8,0

 

39

 

8,0

 

 

 

wт

 

24

 

8,0

 

24

 

8,0

 

ДЗТ11/4

 

Wр

 

295

 

1,0

 

85

 

1,8

 

 

 

W1ур

 

161

 

2,0

 

77

 

3,5

 

 

 

W2ур

 

39

 

8,0

 

39

 

8,0

 

 

 

wт

 

175

 

1,0

 

175

 

1,8

 

ДЗТ11/5

Wр

wт

 

144

36

5,5

5,5

ДЗТ13

ДЗТ14

w

w

w

W1р доп

W2р доп

W3р доп

Wр

27+6

27+6

27+6

4

4

4

41

10,0

10,0

10,0

10,0

10,0

10,0

10,0

ДЗТ13/2

w

w

w

w

w

w

145+30

97+21

22+5

250+40

145+24

23+4

0,7

1,2

10,0

0,7

1,2

10,0

145+30

97+21

22+5

40+50

24+25

23+4

1,5

2,5

10,0

1,5

2,5

10,0

ДЗТ13/3

w

w

w

w

w

w

145+30

145+30

97+21

250+40

145+24

23+4

0,7

0,7

1,2

0,7

1,2

10,0

 

145+30

145+30

97+21

40+50

24+25

23+4

1,5

1,5

2,5

1,5

2,5

10,0

ДЗТ13/4

w

w

w

w

w

w

145+30

145+30

97+21

250+40

145+24

40+4

0,7

0,7

1,2

0,7

1,2

8,0

145+30

145+30

97+21

40+50

24+25

40+4

1,5

1,5

2,5

1,5

2,5

8,0

МЗТ11

Wр

Wт

69+6

125+20

10,0

3,5

69+6

28

10,0

9,0

* При большем диаметре провода обмотки

 

Коэффициенты торможения, определенные для условий мини­мального торможения при FT = 300 AW, приведены в табл. 2.

Первичные обмотки НТТ реле дифференциальных защит дли­тельно выдерживают токи, значения которой приведены б табл. 31 (при одновременном обтекании током всех обмоток).

Разрывная мощность контакта реле в цепи постоянного тока с индуктивной нагрузкой (постоянная времени не более 5 мс) равна 60 Вт при напряжении до 250 В или токе до 2 А.

 

1.3           Техническое обслуживание дифференциальных защит

 с реле серий РНТ и ДЭТ10

 

При наладке и эксплуатации дифференциальных защит необходимо руководствоваться требованиями действующих Правил тех­ники безопасности при Эксплуатации электроустановок.

Изменение положения штепсельных винтов первичных и тормозных обмоток реле в процессе эксплуатации должно производиться таким образом, чтобы исключалась возможность размыкания при этом вторичных обмоток ТТ, т.е. при выполнении указанной операции реле должны быть обесточены (например, снятием рабочих крышек испытательных блоков в токовых цепях ЛЗ).

Осмотр и проверка механической части реле, измерение сопро­тивления изоляции и ее испытаний производятся в соответствии с указаниями 1-го раздела 1-ой части книги и инструкции по проверке и наладке реле тока и напряжений [3].

Проверка электрических характеристик исполнительного органа. Исполнительный орган (реле РТ40) следует от­ключить от НТТ, т.е. снять перемычку (рис. б). Указатель уставки должен находиться на заводской отметке. От регулируемого источ­ника на зажимы 10 и 11 реле нужно подать синусоидальный ток и, плавно изменяя его, измерить ток и напряжение срабатывания, а также — ток возврата исполнительного органа.

Измерение тока и напряже­ния срабатывания исполнитель­ного органа следует производить приборами класса точности 0,5 в начальный момент втягивания якоря (на грани срабатывания). При измерений тока, вольтметр необходимо отключить. Ход по­движной системы исполнительноrо органа при трогании должен быть четким.

Контроль срабатывания исполнительного органа может осу­ществляться по характерному звуку, появляющемуся в момент сра­батывания реле, или по показанию измерительного прибора (ска­чок стрелки прибора в момент срабатывания), или с помощью ом­метра (пробника), подключенного к контактам реле, или, наконец, с помощью сигнального устройства комплектного испытательного устройства.

Ток срабатывания исполнительного органа должен находиться в пределах 0,16-0,17 А, напряжение срабатывания — 3,5-3,6 В, а коэффициент возврата должен быть равен 0,8-0,9.

При отклонении параметров реле от указанных выше следует произвести его регулирование. Для этого нужно отвести указатель уставки вправо до отказа и при синусоидальном тике 14,16-0,17 А за­фиксировать взаимное положение якоря и магнитопровода, при ко­тором напряжение на обмотках реле станет равным 3,5--3,6 В, Регу­лирование производится перемещением сердечника Магнитопрово­да, а коррекция в небольших пределах — левым упорным винтом. После этого следует установить указатель уставки на заводскую от­метку и изменением натяжения пружины добиться требуемого тока срабатывания реле. Затем вольтметром с внутренний сопротивле­нием не менее 1 кОм/В измерить напряжение срабатывания.

При необходимости коэффициент возврата регулируется конеч­ный положением якоря под полюсами (правый упорный     винт) и из­менением нажатия контактных пружин. Для получения наиболь­шего избыточного момента полка якоря реле должна заходить под полюсы  электромагнита не более чем на 2/3 их ширины.

Правильность соединения обмоток замкнутого контура реле РНТ проверяется при необходимости. Ее целесообразно про­верять по соотношению токов в обмотках W1 и Wкз, представляющих собой трансформатор тока.

 Проверка  производится   по  схеме   рис. 7  при  заданном  зна­чении Rкз в замкнутой и разомкнутой короткозамкнутой цепи. Сначала в цепи  этого конту­ра реле РНТ следует устано­вить заданное значение Rкз. Его измеряют мостом постоянного тока при разомкнутой це­пи на выводе 9 реле. Затем измеряют МДС срабатывания при замкнутой и разомкнутой цепи. При размыкании цепи обмоток WK3 МДС срабатыва­ния уменьшается на 20-З0 %.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При неправильном включе­нии одной из частей обмотки Wкз МДС срабатывания так­же уменьшается, а ток в ее це­пи становится близким к нулю.

 

Проверка отсутствия взаимоиндукции между тормозной и вторичной обмотками реле ДЗТ10. Проверку следует про­изводить при отключенном от НТТ исполнительном ор­гане, когда снята перемычка 11-12 (рис. 8).

От регулируемого источ­ника тока нужно подать в тормозную обмотку при полном числе витков ток, со­ответствующий максималь­ному допустимому току КЗ для тормозной обмотки (см. табл. 3), и вольтметров с внутренним сопротивлением не менее 1 кОм/В изме­рить напряжение на вторич­ной обмотке реле.

При правильном выполнении и включении секций тормозной и вторичной обмоток измеренное напряжение на вторичной обмотке не должно превышать 4 % напряжения срабатывания исполнитель­ного органа (0,14 В).

 

Проверка МДС и тока срабатывания реле на рабочей уставке. На переключающих колодках НТТ следует набрать мак­симальное число витков первичных обмоток для всех сторон защи­щаемого присоединения, а в цепи короткозамкнутого контура уста­новить заданное значение Rкз. Проверку реле ДЗТ10 необходимо производить при отсутствии торможения.

От регулируемого источника тока (рис. 9) в первичные обмотки каждой стороны защищаемого присоединения следует поочередно подать синусоидальный ток и, плавно изменяя его, измерить токи срабатывания реле (в начальный момент втягивания якоря испол­нительного органа).

Магнитодвижущая сила Fcp при срабатывании реле определяет­ся как произведение тока срабатывания на число включенных вит­ков первичной обмотки и для каждой первичной обмотки должна быть равна 100 ± 5 Aw. При отклонении МДС срабатывания от указанного значения производится регулирование ее значения изме­нением сопротивления регулируемого резистора Rш, шунтирующе­го вторичную обметку. Регулирование следует выполнять с макси­мальной точностью, добиваясь наименьшего отклонения от 100 Aw.

При более значительных (свыше 10%) отклонени­ях МДС срабатывания всех первичных обмоток следует проверить исправность ре­зистора Rш и надежность его подвижного контакта. В случае значительных отклонений МДС срабатыва­ния одной из первичных об­моток реле следует проверить правильность выпол­нения ответвлений этой обмотки,

Проверка производится по схеме рис. 10. Вольт­метр, с помощью которо­го производится измерение распределения напряжения по ответвлениям, должен иметь внутреннее сопроти­вление не менее 1 кОм/В,

Для проверки от регу­лируемого источника тoкa следует подать в проверя­емую первичную o6моткy НТТ при полном числе вит­ков ток, соответствующий (0,5-0,75) МДС срабатывания. Измерен­ные значения напряжений на ответвлениях обмотки должны быть пропорциональны числу витков. Для оценки правильности выпол­нения ответвлений следует сравнить распределение напряжения по ответвлениям данной обмотки с распределением напряжения по от­ветвлениям аналогичной обмотки проверяемого реле или такой же обмотки другого исправного реле.

 После регулирования МДС срабатывания на переключающих ко­лодках НТТ следует установить расчётное число витков первичных обмоток для всех сторон защищаемого присоединения и проверить первичные токи срабатывания и возврата реле. Для предотвраще­ния разброса из-за наличия у НТТ петли гистерезиса ток в первич­ных обмотках реле следует изменять плавно и в одну сторону, т.е. повышать при измерении тока срабатывания и понижать при изме­рении тока возврата. Такие измерения следует производить 3 раза, а в протокол вносить среднее значение.

Проверка коэффициента надежности. Коэффициент на­дежности kH равен отношению тока в исполнительном органе к току его срабатывания при кратности входного тока реле по отношению к току его срабатывания 2 и 5. Завод-изготовитель гарантирует величину kH не менее 1,2 и 1,35 при кратностях тока в рабочей об­мотке реле соответственно 2 и 5. Коэффициент надежности опре­деляется степенью насыщения сердечника НТТ, что обусловливает необходимое торможение (загрублениё) реле при внешних КЗ. У ре­ле серии ДЗТ10 коэффициент надежности зависит от коэффициента торможения. Он максимален при kT = 0 (торможение отсутствует) и уменьшается с увеличением kT. Завод-изготовитель гарантиру­ет только нижние значения коэффициентов надежности (для реле ДЗТ10 при kT = 0,35). Однако значительное увеличение коэффици­ента надёжности по сравнению с нормируемым так же недопустимо, как и снижение. Заниженное значение коэффициента надежности свидетельствует о быстром насыщении НТТ и снижении надежно­сти работы реле при внутренних повреждениях (в защищаемой зо­не), а завышенное — о слишком низким значении индукции в НТТ, т.е. об ухудшенной отстройке реле от бросков намагничивающего тока и в переходных режимах внешнего КЗ.

Коэффициент надежности следует проверять на рабочей устав­ке. При этом у реле ДЗТ10 измерение и (в случае необходимости) регулирование коэффициента надежности производится при таких значениях витков рабочей и тормозной обмоток, когда коэффициент торможения kr0,35.

Примерное число витков рабочих и тормозных обмоток реле ДЗТ10, соответствующие коэффициенту торможения kr0,35, приведены в табл. 4.

 

Таблица   4

Число витков, соответствующее kT = 0,35

 

Тип реле

 

ДЗТ11

 

ДЗТ11/2

 

ДЗТ11/3

 

ДЗТ11/4

 

ДЗТ11/5

 

Число витков тормозной  об­мотки

 

 Число витков рабочей об­мотки

24

 

35-20

65

 

 148

13

 

30

105

 

 239

32

 

72

 

 

 

 

 

 

Определение коэффициента надежности выполняется по схеме рис. 11 и заключается в том, что одновременно с первичным то­ком I1 измеряется и вторичный ток I2 в реле с помощью электро­магнитного амперметра с малым потреблением. При этом якорь исполнительного органа фиксируется в положении после срабатыва­ния и измеряется ток в обмотке исполнительного органа при токах первичной обмотки I1cp, 2I1cp и 5I1cp. Коэффициент надежности определяется по формулам

 

 

 

где I2(1), I2(2), I2(5) — токи в обмотке исполнительного органа. при кратностях токов первичной обмотки соответственно равных 1,2 и 5.

 У исправных реле коэффициент надежности kH2 должен нахо­диться в пределах 1,2-1,3, a kн5— 1,35-1,5.

 

Проверка тормозных характеристик реле серии ДЗТ10. Тормозные характеристики реле следует проверять при наиболь­шем и наименьшем торможении.

С целью уменьшения объема работы необходимо проверять тор­мозные характеристики реле по контрольным точкам. Число вит­ков рабочих и тормозных обмоток, устанавливаемое при проверке контрольных точек тормозных характеристик, приведены в табл. 5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверку следует производить по схеме .рис. 12.

В качестве ис­точников тока Рi и Р2 могут быть использованы регулировочный блок Кб 13 (питание рабочей обмотки) и нагрузочный блок

Т а б л и ц а   5

Число витков при проверке тормозных характеристик

 


Тип реле

 

Тормозная цепь

 

Работая цепь

 

Число витков тормоз­ной об­мотки

 

Ток тормо-жения,

А

Число витков рабо­чих об­моток

 

Ток в контрольных точках, А

 

Тормо­жение

 

Срабаты­вание

 

ДЗТ11

ДЗТ11/2 ДЗТ11/3 ДЗТ11/4 ДЗТ11/5

 

23

 175

24

175

 36

 

12,50 1,7

 12,5

 1,7

8,33

 

35+34 295

 161

161

144

 

3,45

 0,82

 1,45

 1,45

1,67

 

6,1

 1,26

 2,6

 2,6

 2,91

 

Подпись: Примечание. Для тормозной цепи: МДС торможения – 300 Aw. Для  рабочей цепи: МДС торможения — 240 Aw, МДС срабатывания — 420 Aw.

 

 

 

 

К514 (пи­тание тормозной обмотки) установки У5052. При проверке в блоке К513 нужно вводить предвключенный резистор (в цепи первичной обмотки нагрузочного трансформатора).

Проверка контрольных точек, соответствующих торможению, производится при наименьшем торможении (включение регулятора Р2 на нейтраль и фазу С (IтIр = 90°), а соответствующих срабатыванию — при наибольшем торможений (включение регулятора Р2 на фазы А и В (IтIр = 0°).

Для получения более точных значений контрольных точек тормозных характеристик проверяемого реле, соответствующих наибольшему и наименьшему торможению, следует контролировать угол между векторами рабочего и тормозного токов (0° или 90°) фазометром или прибором ВАФ-85М.

Если указанный угол отличается от требуемого более чем на 10°, проверку тормозных характеристик необходимо производить по схе­ме с использованием фазорегулятора вместо источника Р1.

В случае, когда точки тормозной характеристики, полученные также с помощью фазорегулятора, отличаются от контрольных точeк типовой характеристики более чем на 5%, следует определить полные тормозные характеристики реле (4-5 точек до МДС тормо­жения 900 Aw). Отличие тормозных xapaктepистик проверяемого реле, полученных с помощью фазорегулятора, от типовых может свидетельствовать о неправильном выполнении тормозной обмотки или о других дефектах. В этом случае следует проверить исправ­ность тормозной обмотки, измерив распределение напряжений по её ответвлениям. Ток, подаваемый в тормозную обмотку, должен быть таким, чтобы возможно более точно измерять напряжений на ответвлениях обмотки. При этом указанный ток не должен превы­шать длительно допустимых значений для данного типа реле (см. табл. 3).

При наименьшем торможении следует проверить значение коэффициента торможения на рабочей уставке.

Проверка производится при МДС тормозной обмотки 300 Aw. После измерения МДС срабатывания определяется коэффициент торможения. Полученное значение eго не должно отличаться 6т значения, определенного ниже, более ^ем на 5% от величины WT/WP.

Проверка надежности работы контактов реле производит­ся при изменении от 1,05 до 5,0 МДС срабатывания рабочей обмотки. Следует проверить однократность замыкания и размыкания, отсутствие вибраций и искрения на контактах реле при коммута­ции ими цепи нагрузки, на которую они нормально работают в схе­ме ДЗ. Работу контактной необходимо проверять как при плавном увеличении первичного тока, так и при подаче разных значений то-кой толчком. Проверка производится при номинальном напряжении оперативного тока.

 Комплексная проверки дифференциальной защиты. Опробование защиты в полной схеме присоединения производится замыканием цепи контактов реле при номинальном напряжений оперативного тока. Определяется взаимодействие защиты с другими устройствами РЗА защищаемого присоединения. Проверя­ется действие ДЗ на общие выходные реле защит присоединения или на отключение коммутационной аппаратуры. При этом сле­дует обращать внимание на указательное реле, сигнализирующее о срабатывании защиты и проверять действия соответствующих цепей световой и звуковой сигнализации. При опробовавши защи­ты, следует определить надежность срабатывания выходных реле защиты и указательного реле при напряжении оперативного тока, равном 0,8t/HOM.

Проверка дифференциальной защиты рабочий током. Перед проверкой защиты рабочим током присоединений следует произвести: осмотр реле; испытательных блоков в токовых цепях защиты, рядов выводов и перемычек на них; проверку наличия за­земления токовых цепей защиты и правильности его выполнения; установку в разомкнутое положение переключателей в цепях воз­действия ДЗ на общие выходные реле Защит присоединения или на отключение коммутационной аппаратуры; проверку целостности токовых цепей защиты любым способом, например мостом постоян­ного тока.

Проверка защиты рабочим током присоединения является окон­чательной перед вводом в работу. Указанной проверкой опре­деляется правильность подключения зашиты к трансформаторам тока. Измерением вторичных токов ТТ в фазных проводах и ну­левом проводе проверяете исправность всех токовых цепей защиты. Измерение выполняется прибором ВАФ-85. При малом значе­нии тока следует использовать усилительную приставку к прибо­ру. При отсутствии усилительной  приставлен необходимо создать режим, при котором ток защищаемого присоединения будет не  менее 0,2Iном.

По измеренным вторичным токам TТ оценивается также пра­вильность выбора их коэффициентов трансформаций, т.е, правиль­ность установки переключателей в цепях первичной обмотки ТТ или правильность выбора ответвлений вторичной обмотки встро­енных ТТ.

Проверку исправности токовых цепей ИЗ генераторов, блоков генератор - трансформатор, а иногда и трансформаторов (автотрансформаторов) следует производить при комплексных испытаниях этих присоединений в режиме КЗ (трехфазная  закоротка вне зоны действия защиты).

Проверка исправности токовых цепей ДЗ синхронных компен­саторов, электродвигателей, шунтирующих реакторов, а также в большинстве случаев трансформаторов (автотрансформаторов) производится током нагрузки при пробном включении этих присо­единений в работу. При этом на момент включений этих присоеди­нений под напряжение защиты должны быть введены в работу, их вывод из работы допускается только на время проверки рабочим током и при наличии резервных защит с минимальным временем действия.

Правильность подключения цепей тока каждой группы ТТ сле­дует проверять снятием векторной: диаграммы вторичных токов и сверкой ее с фактическим направление мощности в первичной Цепи присоединения. По полученным диаграммам оценивается правиль­ность сборки токовых цепей защиты.

Проверка равенства ампер-витков первичных обмоток НТТ реле дифференциальных защит производится измерение напряжения на обмотках исполнительных органов pеле (перемычка 11-12 на схе­ме рис. 12 установлена) при подключении всех плеч защиты и по­очередном исключении каждого из них. Измерений производятся вольтметром с внутренним сопротивлением не менее 1,0 кОм/В.

Напряжение, измеренное при подключении к peлe всех плеч за­щиты (напряжение небаланса), не должно превышать 4% (0,14 В) напряжения срабатывания исполнительного органа при токе на­грузки присоединения 0,5-1,0IНом. При исключении одного из плеч защиты (имитация внутреннего трехфазного КЗ) напряжение на об­мотке исполнительной:) органа реле значительно увеличивается и в зависимости от выбранного тока срабатывания защиты и тока на­грузки присоединения может превышать напряжение срабатывания реле.

В случае, когда, напряжение небаланса больше 4 % Напряжения срабатывания, необходимо выяснить причины появления небаланса.

Одной из основных причин появления токов небаланса в обмот­ках реле дифференциальных защит являются погрешности ТТ. Ве­личина погрешностей зависит от значения и характера нагрузки на ТТ и возрастает при увеличении первичного тока. При внешних КЗ токи небаланса ДЗ обусловливаются разностью намагничивающих токов TТ защиты и неполным выравниванием действия вторичных токов в плечах ДЗ. Разность намагничивающих токов ТТ защиты вызывается:

• различием, особенно при больших кратностях первичных то­ков, магнитных характеристик ТТ;

• наличием остаточной индукции сердечников ТТ (равного значения и полярности у разных ТТ);

• большими, значительно отличающимися сопротивлениями на­грузки ТТ плеч защиты (неодинаковые схемы соединения ТТ и расстояния от места установки защиты до ТТ).

Неполное выравнивание вторичных токов в плечах ДЗ транс­форматоров (блоков генератор - трансформатор) вызывается невозможностью точной установки на первичных обмотках реле РНТ и ДЗТ расчетного числа витков, а также регулированием коэффици­ента трансформации силового трансформатора.

Если проверка производите при небольшой нагрузке присоеди­нения (меньше 0,2Iном), напряжение небаланса может оказаться за­вышенным из-за влияния погрешностей ТТ и тока намагничивания силового трансформатора. Особенно увеличивается напряжение не­баланса при разнотипных IT в плечах дифференциальной защиты. Чтобы уменьшить влияние указанной составляющей напряжения небаланса, проверку следует произвести при возможно большей на­грузке присоединения (больше 0,27Ном)-

В ДЗ силовых трансформаторов (автотрансформаторов) повышенное значение напряжения небаланса может быть также обу­словлено изменением коэффициента трансформации. Чтобы ис­ключить влияние этой составляющей на напряжение небаланса, не­обходимо его измерение произвести при номинальном значений коэффициента трансформации. Если при проверке будет установле­но, что увеличенное значение напряжения небаланса обусловлено неточностью расчета числа витков первичных обмоток НТТ, то по согласованию со службой РЗА, задавшей уставки ДЗ, могут быть скорректированы ампер-витки первичных обмоток НТТ.

Проверку отстройки реле дифференциальных защит (защиты трансформаторов, автотрансформаторов) от бросков токa намагничивания следует выполнять многократным (3-4 раза) включением трансформатора (автотрансформатора) под напряжение на хо­лостом ходу. При: проверке ведется наблюдение за поведением по­движной части исполнительных органов репе дифференциальной за­щиты в момент включения трансформатора (автотрансформатора) под напряжение. Во всех случаях включения якоря исполнительных органов реле должны оставаться неподвижными.

По окончании проверки производится запись в журнале РЗА о возможности ввода в работу дифференциальной защиты.

 

к предыдущей главе
перейти
перейти
к следующей главе
к содержанию
перейти    

Главная Гостевая книга Форум Устройства РЗиА Протоколы Разное НТД Книги Современное Уставки История реле

Hosted by uCoz


Hosted by uCoz
Rambler's Top100