Главная Гостевая книга Форум Устройства РЗиА Протоколы Разное НТД Книги Современное Уставки История реле
к предыдущей главе
|
к следующей главе
|
||
к содержанию |
Глава 4. Реле времени серий РВ100, РВ200
4.1. Общая характеристика
Реле времени серий РВ100 и РВ200 -электромагнитные, содержат следующие основные узлы: электромагнитный привод, часовой механизм, контактную систему.
Конструкция реле приведена на рис, 19-Й.
Электромагнитный привод состоит из магнитопровода, обмотки, якоря и возвратной пружины.
Контактная система реле состоит из следующих элементов: мгновенно действующих контактов, одного или двух подвижных контактов, укрепленных на торцевых частях траверсы, перемещающихся колодок с неподвижными временно замыкающими и основными контактами.
Колодка основного контакта отличается от колодки временно замыкающего контакта наличием упора, ограничивающего ход траверсы. Уставки по времени регулируются на контактах независимо одна от другой перемещением контактных колодок по шкале, причём на временно замыкающем контакте должна выставляться меньшая из двух заданных выдержка времени. Отсчет выдержки времени реле начинается при запуске заторможенного часового механизма при втягивании (РВ100; РВ217-РВ248) или отпадании (РВ215-РВ245) якоря реле.
Схемы внутренних соединений реле приведены на рис. 23. Краткая характеристика различных исполнений реле серий РВ100 и РВ200 дана в табл. 12.
Реле РВ216-РВ245 в комплекте с выпрямительным устройством ВУ200 работают в трехфазных схемах и обозначаются соответственно РВ215К-РВ245К. В этом случае одно реле контролирует все три фазы.
Реле времени серии РВЮО предназначены для работы на постоянном оперативном токе и имеют исполнение на 24, 48, 110 и 220 В, Сопротивление обмоток составляет соответственно 20, 80, 450 и 1750 Ом.
Реле имеет стальной
цилиндрический якорь, перемещающийся и латунной гильзе. Для исключения залипания якоря в
притянутом положении на
нижнем конце якоря предусмотрена бронзовая шайба. На верхнем конце якоря
укреплен рычаг с пластмассовым толкателем, воздействующим на мгновенные контакты.
У реле на номинальной напряжение 110 и 220 В для облегчения режима работы управляющих контактов параллельно обмотке подключён искрогасительный контур (варистор для реле РВ112-РВ148, РВ114-РВ144, последовательноo соединенные резистор и конденсатор для реле ЭВ112-ЭВ142, ЭВ114-ЭВ144). У термически стойких реле РВ113-РВ14З искрогасительный контур не устанавливается.
Пуск реле РВ100 производится подачей напряжения на его обмотку. При этом якорь втягивается, сжимая возвратную пружину, приводит в движение мгновенно действующие контакты и освобождает заводной рычаг часового механизма. Часовой механизм приводит в движение траверсу с подвижными контактами, которые по истечении заданной выдержки времени замыкают неподвижные контакт. Возврат якоря реле при снятии напряжения происходит мгновенно под действием возвратной пружины.
Реле времени серий РВ200 предназначены для работы на переменном оперативном тике и имеют исполнение на 100, 127, 220 и 380 В. Магнитопровод и якорь реле представляют собой склепанные
Пакеты листовой электротехнической стали сложного профиля. На крайних полюсах магнитопровода для устранения вибрации якоря размещены короткозамкнутые витки.
С якорем связана система
рычагов, удерживающая в заведённом положений часовой механизм.
Пуск реле РВ217-РВ248 происходи при подаче напряжения на его обмотку. При этом якорь втягивается, воздействуя на систему рычагов, состоящую из фигурной скобы с толкателем и качающегося рычага, освобождает заводной рычаг часового механизма. Часовой механизм приводит в движение траверсу с подвижными контактами, которые по истечении заданной выдержки времени замыкают неподвижные контакты. При втягивании якоря толкатель переключает мгновенно действующие контакты. Возврат реле якоря при снятии напряжения происходит без выдержки времени под действием возвратной пружины.
Для реле РВ215-РВ245, пуск которых происходит при снятии напряжения с обмотки, привод механизма дополнен вспомогательным рычагом и заводной пружиной.
Качающийся рычаг воздействует на вспомогательный рычаг через вращающийся ролик, снижающий трение и обеспечивающий четкую работу привода. При подаче напряжения на обмотку реле якорь втягивается. При этом качающийся рычаг опускается вниз, возвратная пружина растягивается.
Таблица 12
Технические данное реле времени
Тип реле |
Диапазон
уставок, с |
Koнтакты |
Термическая
стойкость при 1,1Uном |
|
с выдержкой
времени |
мгновенного
действия |
|||
РВ112 РВ122 РВ132 РВ142 |
0,1-1,3 0,25-3,5 0,5-9,0 1,0-20 |
Основной и
временно замыкающий |
Переключающий |
Не более 2 мин |
РВ113 РВ123 Р133 РВ14З |
0,1-1,3 0,25-3,5 0,5-9,0 1,0-20 |
Основной |
Замыкающий |
Длительная |
РВ114 РВ1Й4
РВ134 РВ144 |
0,1-1,3
0,25-3,5 0,5-9,0 1,0-20 |
Основной |
Переключаю-щий |
Не более 2 мин |
РВ215 РЁ225
РЙ235 РВ243 |
0,1-1,3
0,25-3,5 0,5-9,0 1,0-20 |
Основной и
временно Замыкающий |
Переключающий |
Длительная |
РВ215К РВ225К PB235K РВ245К |
0,1-1,3 0,25-3,5 0,5-9,0 1,0-20 |
Основной и
временно замыкающий |
|
Длительная |
РВ217 РВ227 РВ237 РВ247 |
0,1-1,3
0,25-3,5 0,5-9,0 1,0-20 |
Основной |
Переключающий |
Длительная |
РВ218 РВ228 РВ238 РВ248 |
0,1-1,3
0,25-3,5 0,5-9,0 1,0-20 |
Основной и
временно замыкающий |
Переключающий |
Длительная |
Освобожденный вспомогательный рычаг под действием заводной пружины также опускается вниз, левым концом давит на заводной рычаг часового механизма и заводит его.
При снятии напряжения с обмотки реле отпадает якорь, возвратная пружина, преодолевая усилие заводной пружины, поднимает вспомогательный рычаг вверх и освобождает заводной рычаг часового механизма. Перемещение! вспомогательного рычага вверх ограничивается язычком-ограничителем, расположенным на передней рамке реле.
4.2. Проверка
реле
Проверку реле можно производить как в лаборатории, так и на месте установки. В последнем случае необходимо принять меры, препятствующие подаче напряжения от проверочных схем, и исключить воздействие контактов проверяемого реле на другие устройства. Выполнить указанные меры можно, отключив от реле соответствующие цепи внешних присоединений.
При внешнем осмотре проверяется крепление реле, а также внешних проводников к выводам реле. Проверяются отсутствие механических повреждений кожуха и цоколя, Наличие уплотнения между кожухом и цоколем и плотность их прилегания друг к другу.
Проверяется состояние изоляции соединительных проводов и обмотки реле. Изоляция не должна иметь видимых повреждений.
Проверяется легкость хода механизма реле, отсутствие застреваний в промежуточных положениях и четкость возврата в исходное положение. В случае обнаружения каких-либо дефектов необходимо выявить их и устранить, при необходимости подвергнув реле разборке.
Проверка часового механизма заключается в 3-кратном запуске и прослушивании его работы. Работа часового механизма должна быть четкой, без перебоев и срывов. Планка с подвижными контактами должна передвигаться (вращаться) равномерно вдоль всей шкалы. При обнаружении срывов или перебоев часовой механизм должен заменяться на исправный.
Контактные поверхности должны иметь правильную форму и ровную поверхность. Чистку окислившихся и загрязнённых контактов рекомендуется производить чуркой из нехвойных пород дерева. Подгоревшие и имеющие выбоины контакты зачистить и отполировать воронилом. Не допускается чистка контактов наждачной бумагой или другими a6разивными материалами. Не следует касаться контактов пальцами.
При регулировании контактов, замыкающихся с выдержкой времени, необходимо соблюдать следующие требования: контактные пружины должны находиться в одной плоскости, перпендикулярной плоскости шкалы, касание общих неподвижных контактов подвижного контакта должен быть одновременным, подвижный контакт должен касаться только серебряных напаек и не должен касаться контактных пластин.
При регулировании мгновенно действующих
контактов следует
проверят, положение
подвижных контактов
Относительно неподвижных в момент встречи и в конечном положении якоря. Подвижный контакт не должен выходить за плоскость неподвижного. Зазор между мгновенно действующими контактами должен бить не менее 1,5 мм для реле
РВ113-РВ143 и не менее 2,5 мм для остальных реле.
Контакты должны быть отрегулированы, как показано на рис. 24 и 25. Зазоры и прогибы следует проверять визуально.
При проверке хода якоря реле времени Серии РВ100 возвратная пружина должна четко возвращать часовой механизм в исходное положение. Витки возвратной пружины, имеющей Коническую форму, при втянутом якоре должны находиться в одной плоскости.
В случае затирания якоря при движении его в гильзе, нечеткого возврата якоря в исходное положение реле подвергается разборке. Поверхность якоря и латунная гильза, в которой перемещается якорь, должны быть хорошо отполированы и не должны иметь следов коррозии и грязи (удаляются с помощью мелкой наждачной бумаги и мягкой ткани).
Поперечный люфт якоря в латунной гильзе должен составлять 0,3-0,6 мм, а люфт направляющего рычага якоря в пластмассовой колодке — 1-1,5 мм. Указанные люфты проверяют визуально.
При проверке реле серий РВ200 ход якоря
проверяют нажатием на качающийся рычаг. При движении якоря не должно быть затирания
его в каркасе обмотки и оси, скрепляющей качающийся рычаг с фигурной скобой, в
месте сочленения качающегося рычага и задней стягивающей рамки.
Усилие возвратной пружины
должно быть достаточным дли возврата подвижной системы в начальное положение. Усилие следует регулировать подгибанием
лапки на задней рамке реле.
При проверке механической части реле типов РВ215-РВ245 необходимо учитывать следующее часовой механизм должен быть установлен так, чтобы при втянутом якоре и полностью заведенном механизме между роликом и ocновным качающимся рычагом был зазор 0,5-1 мм, при отпущенном якоре между пальцем заводного рычага часового механизма и вспомогательным рычагом должен быть зазор не менее 0,5 мм; регулирование зазора производите подгибанием язычка-ограничителя.
Между передним концом качающегося рычага и отогнутой частью стягивающей рамки реле типов РВ217-РВ248 при втянутом якоре должен быть зазор не менее 0,5 мм. При отсутствии зазора качающийся рычаг изгибают.
Проверка состояния изоляции включает измерений сопротивления изоляции и испытания электрической прочности изоляции и, как правило, производится в полностью собранной схеме.
Проверка искрогасительного контура заключается в проверке исправности его элементов. Исправность конденсатора, проверяется по его способности сохранить заряд. Для проверки сохранения заряда конденсатор необходимей зарядить в течение 5 с постоянным напряжением около 100 В и через 3 мин замкнуть его выводы. Наличие искры при замыкании выводов свидетельствует об исправности конденсатора. Исправность резистора проверяется омметром.
Эффективность работы искрогасительного контура (в том числе и при применений варистора) рекомендуется контролировать в полностью собранной схеме. Эффективность работы определяется по отсутствию искрения на контактах, управляющих проверяемым реле времени.
При неэффективной работе искрогасительного контура неисправный варистор следует заменить. В реле на номинальное напряжение 220 В должен быть установлен варистор GH-1-2-1-276 В, в реле на номинальное напряжение 110 В — СЙ-1-2-1-120 В.
В ы п р я м и т е л ь н о е устройство ВУ 200 проверяется в том случае, если напряжение срабатывания или возврата реле выходит за нормируемое пределы, а также при работе реле с повышенной вибрацией.
Проверяется выпрямительный мост, собранный из полупроводниковых диодов и добавочного резистора. Его следует проверять с помощью омметра, измеряя прямое и обратное сопротивления полупроводниковых диодов каждого плеча. Прямое сопротивление исправного диода должно составлять несколько десятков ом, а обратное сопротивление — несколько сотен килоом.
Исправность добавочных резисторов проверяется омметром.
Измерение сопротивления постоянному току цепи обмотки (обмотка и последовательно включенный добавочный резистор) следует производить измерительным мостом (например, ММВ). Сопротивления, измеренные при отпущенном и подтянутом якоре, должны различаться на величину сопротивления добавочного резистора.
Проверку напряжений срабатывания и возврата производят с помощью испытательного устройства. Проверку реле можно также производить пo схемам, приведенным на рис. 26. В этом случае желательно проверять напряжений срабатывания и возврата реле от того источника напряжений, от которого будет работать проверяемое реле.
В схеме с потенциометром его сопротивление необходимо выбирать по допустимому току, который должен быть больше суммарного тока, протекающего через потенциометр и проверяемое реле.
Для того чтобы напряжение на обмотке реле не изменялось при его срабатывании, сопротивление потенциометра должно быть меньше сопротивления реле в 5-10 раз. Для реле времени переменного тока вместо регулировочного потенциометра можно использовать лабораторный регулировочный автотрансформатор ЛАТР-1.
Измерение напряжений срабатывания и возврата следует производить приборами класса точности не ниже 1,5. При использовании многопредельных приборов предел измерения нужно выбирать таким, чтобы измеряемое значение находилось во второй половине шкалы прибора.
Напряжение срабатывания реле PBl00, РВ217-РВ248 следует определять при подаче напряжения на реле толчком. За напряжение срабатывания принимается напряжение, при котором якорь реле мгновенно втягивается в сердечник. Напряжение возврата реле этой группы определяется при плавном снижении напряжения.
Напряжение срабатывания реле РВ215-РВ245 следует определять при плавном снижении напряжения. Напряжение возврата этой группы определяется при подаче напряжения на реле толчком. За напряжение возврата принимается напряжение, при котором якорь реле мгновенно втягивается в сердечник.
В полной схеме реле может быть включено через
добавочные резисторы. В этом случае напряжения срабатывания и возврата следует
проверять с учётом наличия этих резисторов.
Таблица 13
Допустимые
кратности напряжения срабатывания Uep и
возврата Uв к
номинальному для реле серий РВ100 и РВ200
Тип реле |
Кратности
напряжения |
|
Uср/Uном |
U0/Uном |
|
РВ100 РВ217-РВ248 РВ215-РВ245 РВ215К-РВ345К |
Не более 0,7 Не более 0,85 В пределах
0,05-0,55 Не более 0,35 (при
трехфазном питании) Не более 0,55 (при
двухфазном питании) |
Не менее 0,05 Не менее 0,05 Не более 0,8 Не более 0,8 |
Напряжения срабатывания и возврата следует измерять 3 раза. При всех трех измерениях напряжения срабатывания и возврата должны соответствовать указанным в табл. 13. В протокол проверки заносятся средние значения напряжений.
Проверка времени срабатывания производится на рабочей (заданной) уставке и на всех уставках тех реле, на которых уставки изменяются оперативным персоналом (например, реле времени в схеме защиты обходного выключателя).
При отсутствии испытательного устройства проверка времени срабатывания может производиться по схемам (рис. 27), приведенным для разных типов реле времени, с помощью электрического секундомера ПВ-53 Л.
На рис. 27 представлены схемы измерения времени срабатывания временно замыкающего контакта с использованием промежуточного реле KL для фиксации показания секундомера РТ. При отсутствии промежуточного реле указанное время можно измерить с помощью схем, показанных на рис. 27. В этом случае сначала настраивается заданная уставка на временно замыкающем контакте (основной контакт при этом выставляется в такое положение, при котором исключается размыкание временно замыкающего контакта), затем на основном контакте.
Измерение времени
срабатывания реле следует производить при номинальном напряжении.
Таблица 14
Допустимые
значения разброса выдержки времени для реле серий РВ
Диапазон уставок, с |
Разброс значении, с |
Отклонение 6т ydriBKic, с |
Время замкнутого положения временно замыкающих контактов, с |
|
минимальной |
максимальной |
|||
0,1-1,3
0,25-3,5 0,5-9,0 1,0-20 |
0,06 0,12 0,25 0,8 |
±0,05 ±0,1 ±0,12 ±0,2 |
±0,15 ±0,4 ±0,5 ±1,5 . |
0,05-0,12 0,1-0,4 0,25-0,75 0.6-1,6 |
Время срабатывания и время замкнутого положения временно замыкающих контактов измеряется три раза. И протокол заносятся средние значения измеренных величин.
Разброс времени срабатываний реле, отклонение среднего значения времени срабатывания от уставки по шкале и время замкнутого состояния временно замыкающих контактов при срабатывании реле должны находиться в соответствии со значениями, приведенными в табл. 14.
Разброс времени срабатывания определяется как разность между максимальным и минимальным временем срабатывания при трех измерениях на одной и той же уставке. Допустимое отклонение от уставки в заданной точке шкалы определяется методом интерполяции. Увеличенное значение разброса указывает на механические неисправности часового механизма. В условиях эксплуатации при разбросах, превышающих допустимые, неисправный часовой механизм следует заменить.
При отклонении времени
срабатывания от уставки в допустимых пределах точное выставление уставки производится перемещением по шкале колодок неподвижных
контактов. При отклонении времени
срабатывания от уставки сверх допустимых значений, что может быть вызвано неправильной
установкой шкалы, точное выставление уставки производится сначала перемещением шкалы в нужное положение, затем, в случае
необходимости, дополнительной подстройки, перемещением неподвижных контактов.
к предыдущей главе
|
к следующей главе
|
||
к содержанию |
Главная Гостевая книга Форум Устройства РЗиА Протоколы Разное НТД Книги Современное Уставки История реле